Владимир Вигман. Поздравление Николаю Васильевичу Абациеву с 80-летием!

Бравый солдат Абациев

Сегодня, 6 марта, Николаю Васильевичу Абациеву исполняется 80 лет. Не юбилей, а юбилеюще! В соответствии с законами жанра, дальше полагается привести список достижений: международный гроссмейстер, гроссмейстер СССР, двукратный чемпион СССР по русским шашкам, победитель и призер всевозможных турниров, замечательный тренер, патриарх шашек, живая легенда…

Но на правах старого товарища позволю себе немного отступить от жанра.

Мы с Абациевым знакомы – страшно подумать – более полувека, с чемпионата СССР 1967 года в Алма-Ате. С того времени он для меня просто Коля. Мы играли в разных турнирах в разных городах, вместе тренировались, общались и, что греха таить, нарушали спортивный режим.

Сейчас, перебирая в памяти наши встречи, я неожиданно обнаруживаю, что многие из них были связаны с ключевыми поворотами в моей жизни.

В начале 1970-х мы шли в Риге к вокзалу, и Коля, увидев очередь абитуриентов у Латвийского университета, сказал: «Вот единственная очередь, в которой тебе стоило бы постоять». Через несколько дней я подал документы на отделение журналистики…

В канун 8 марта 1973 года мы прогуливались по пестрому городу Черновцы, и Коля спросил: «А ты поздравил Галю?» Мы отправились на почтамт и отбили телеграмму. Эта телеграмму в корне изменила мою жизнь, вскоре я женился на Гале.

В шашках Коля всегда был отчаянно изобретателен. Пытаясь вырваться из паутины бесконечных дебютных разработок, Коля уже в 1970-х носился с идеей жеребьевки дебютов. И в конце концов он добился своего, сегодня именно эта система используется в турнирах.

Именно с Колиной легкой руки я научился воспринимать шашки не как арифметику, а как искусство. Однажды после партии я демонстрировал в комнате для участников просчитанные варианты.

— Ты что, все это считал во время партии? — спросил Коля.
— Да, – с гордостью ответил я.
— А зачем? Ты же видишь, что тут что-то не так стоит, – сказал он, покрутив на группировкой шашек на доске. — Вот и играй на эту слабость.

Любопытно, что похожий способ оценки позиции я услышал позже от легендарного шахматного чемпиона мира Михаила Таля. Мы сидели дома у Миши, и они с мастером Валей Кирилловым анализировали партию. Я позволил себе влезть со своим предложением:
— А если так?
— Ничего не дает… — отреагировал Таль. – Не вижу матовой картины…

А еще не могу не сказать отдельно о зубодробительном чувстве юмора Абациева. Своим лукавством он напоминает мне то ли бравого солдата Швейка, то ли Василия Теркина. Помню, как один молодой шашист, оказавшийся на сборах команды Вооруженных сил, спросил у Коли:
— Почему у вас двойная фамилия Абациев-Мелехин?
— А чтобы мне двойной паек выписывали. Смотрят в разнарядку: так, Абациев – одна пайка, Мелехин – еще одна, — без промедления выпалил Коля, и не один мускул не шелохнулся на его лице.

Колины шутки я с неизменным успехом рассказываю в самых различных аудиториях. Пару лет назад поделился ими с великим охальником, мастером иронической поэзии Игорем Губерманом – он смеялся навзрыд…

Сегодня Коля отмечает 80-летие. Дай Бог ему здоровья, оптимизма и долгих лет жизни! Ведь одна цифра в его юбилейном наборе – 8, хоть и повернута, но означает бесконечность!

Владимир Вигман, международный гроссмейстер

Оцените статью

Комментарии закрыты.